Подмосковный завод Гарднера в Вербилках собирается производить посуду под названиями, созвучными знаменитой русской марке «Кузнецовский фарфор». Как отмечают эксперты, возрождать дореволюционные марки стало модно с 1990-х годов.
«Кузнецовский фарфор» и «Товарищество Матвея Кузнецова», «Матвей Кузнецов с сыновьями» и «Матвей Кузнецов»- так собираются назвать новые серии посуды на заводе ЗАО «Фарфор Вербилок». Каким будет дизайн и позиционирование неокузнецовских сервизов, на предприятии пока не раскрывают. По сути, предприниматели занимаются возрождением когда-то своей же марки. В XIX веке завод, основанный Францем Гарднером, перешел к Матвею Кузнецову, который расширил фабрику и начал выпускать недорогую посуду. Увеличивая производство, потомки промышленника к приходу большевиков имели 18 заводов по всей стране. Те позже были национализированы и переименованы.
Как рассказывают эксперты рынка антиквариата, среди дореволюционных сервизов этого товарищества крайне редко встречались произведения искусства. Сейчас в коллекциях есть предметы кузнецовского производства, но являются они только предметами антиквариата и стоят недорого, около 1,5 тыс. рублей за тарелку. Это была довольно демократичная посуда из фарфора и фаянса – возможно, и в этом традиции будут продолжены. Сейчас ассортимент предприятия разнообразен: от простых чашек до бюстов Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
Возрождать дореволюционные бренды начали с марок водки, сказал «Маркеру» управляющий партнер BrandLab Александр Еременко. «В принципе это лучше, чем называть именами современников. Если при этом не нарушаются права наследников, то возвращение кузнецовского фарфора довольно хороший и правильный ход,» - отметил он. Однако, оценивая нынешний рынок, эксперт отметил, что популярностью пользуются только изделия Императорского фарфорового завода, который также возвращался к своему историческому названию.
Гендиректор ОАО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич объяснила «Маркеру», что при отсутствии новых отечественных игроков на рынке фарфора довольно много изделий из Юго-Восточной Азии. Даже с учетом транспортных и таможенных издержек они дешевле российских изделий. Кроме того, известные западноевропейские компании либо открыли собственные производства на территории стран Юго-Восточной Азии, либо передали большую часть производственных функций в эти страны, добавляет собеседница.
Императорский завод считает своим преимуществом именно имя, которое несет в себе историю и сохраненную технологию производства. «Возрождение новых производств, на мой взгляд, при отсутствии должной поддержки государства потребует существенных инвестиций и может оказаться неэффективным. При этом срок запуска данного проекта существен и обусловлен технологическими особенностями производства и специфичностью оборудования, поставщиков которого в настоящее время на территории России практически нет», - заключила Тылевич.